Медицинские хроники.

Как в сфере медицинского туризма работают агенты. VADEMECUM

19 октября 2015 г.
На поисковый запрос ≪организация лечения за границей≫ ≪Яндекс≫ выдает 3 млн результатов, но о структуре рынка это мало что говорит. По оценкам представителей самих игроков, в России на медтуризме специализируется не больше 20–30 компаний. А тех, кто занимается этим бизнесом более‑менее профессионально, порядка 10, считает Андрей Алмаев, директор агентства RusMedTravel, работающего в этой сфере шесть лет. Зато за рубежом таких посредников сотни, причем большинство из них имеют договоры сразу с несколькими клиниками.
Специализированные компании – организаторы лечения за рубежом начали выделяться из общей массы турагентств в конце 90‑х, когда на такое лечение начал формироваться спрос: люди стали ездить на несложные операции, чекапы, стоматологические процедуры. Но еще лет 10 после этого рынок оставался в зачаточном состоянии. ≪Я 20 лет отработал в ≪Аэрофлоте≫, полетал по миру, видел, где и как медицина развивается. А моя жена – врач‑эндокринолог. Мы думали‑думали и пришли к выводу, что надо заняться
таким бизнесом, – рассказывает Алмаев. – Лет шесть назад это все по‑настоящему и началось. До этого были любителями≫.
Примерно тогда же отдельные страны заинтересовались этой темой и стали развивать ≪медицину на экспорт≫. ≪Корея даже зако‑ нодательство изменила, чтобы иностранные пациенты могли приезжать в страну на лече‑ ние. До этого к ним вообще невозможно было попасть≫, –говорит Алмаев (подробнее о том, какими способами государства привлекают
медицинских туристов, в материале ≪Откатные схемы≫). Как правило, агентство, находящееся в России, занимается организацией лечения в не‑ скольких странах. У большинства в программе присутствуют Израиль, Германия и Южная Корея. Последний маршрут является просто обязательным для агентств Сибири и Дальнего Востока. ≪В 2009 году мы создали в Красноярске туристическую компанию, потом решили развивать какие‑то новые направления, в том числе медтуризм, – рассказывает генеральный директор ≪Клуба путешествий ≪Индиго≫ Светлана Задворная. – Я слетала во Владивосток, потому что в Приморском регионе медтуризм развит достаточно сильно. Во Владивостоке есть представительство Корейской национальной организации по туризму [одно из 30 существующих по всему миру. – VM], у него специальный зал, где организуется бесплатное онлайн‑общение пациентов и докторов. Потом меня пригласили на конференцию по медицинскому туризму в саму страну, я слетала, посмотрела на клиники. Привезла эту идею в Красноярск≫. Сейчас подразделение медтуризма ≪Индиго≫ организует лечение в клиниках Южной Кореи, Сингапура и Таиланда – стандартный набор для Дальнего Востока.
Московская компания ≪АМедТур≫ тоже начинала с одного Израиля. Но клиенты так часто спрашивали про Германию, что оператору пришлось начать работать и с этой страной.
Сейчас компания отправляет пациентов уже и в Грецию, Турцию, Южную Корею, Тунис, а порой и в российские клиники. ≪Мы рассказываем о возможностях и за рубежом, и в России, говорим о стоимости услуг, а клиент выбирает≫, – говорит генеральный директор ≪АМедТур≫ Виктор Ильюшиц. Российские клиники входят в ассортимент нескольких агентств, организующих лечение за границей. Но, как правило, клиенты, обращающиеся к ним, уже сделали выбор в пользу заграничной клиники. Так что в российские учреждения посредники обычно направляют тех, кто по состоянию здоровья просто не может никуда поехать.